3 совета от профориентолога — как помочь подростку выбрать профессию?

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 06.06.2024, 12:00

Изображение использовано в качестве иллюстрации

Классификация, разработанная Международной организацией труда, включает в себя более 4 тыс профессий. И список все время расширяется. Тем сложнее сегодняшним подросткам выбирать себе будущую профессию. Как им помочь? Digital Business Finance задал несколько вопросов основательнице Центра выбора профессий Jetisu Education Алие Кадыровой.

Алия Кадырова

Алия Кадырова. Фото: STEPPE

Учеба за рубежом — гарантия успеха?

На данном этапе развития страны большинство родителей считают, будто поступление за рубеж априори лучше, чем учеба в Казахстане. Из-за этого очень сильно развит рынок консультаций по поступлению за границу. Частные школы тоже включают такие услуги — помогают старшеклассникам заполнять заявки и делать интересные портфолио. Так что в этой сфере делается очень много работы продуктивной, конкурентной, интересной в чем-то. Но есть одно «но».

Высшее образование и успешная карьера в выбранной области — не всегда одно и то же. Не всегда то, что изучают студенты в университете, пускай и заграничном, сильно помогает на старте. К тому же есть такие специальности, на которые студенты идут, вообще слабо представляя будущий карьерный путь.

Выбирают специальности либо потому, что родители посоветовали, либо потому, что есть некое романтизированное представление об этой специальности. А потом возникают проблемы.

По разным данным, 50-60% взрослых казахстанцев работают не в той сфере, в которой у них диплом о высшем образовании. С одной стороны, в этом нет огромной трагедии. С другой — печально зря потратить время, а иногда и большие деньги. Поэтому важно не просто поступить за рубеж, но еще и помочь ребенку сделать осознанный выбор. И это связано с теорией о мотивации.

Как правильно мотивировать ребенка на учебу и сознательный выбор профессии?

Если обратиться к теории, есть два вида мотивации — внешняя и внутренняя.

Внешняя — это когда мы мотивированы что-то делать, чтобы получить награду, не обязательно связанную с этим делом. Например, когда родители обещают PlayStation ребенку купить, если он без троек закончит учебный год. Тогда ребенок учится ради этой цели — и это называется внешняя мотивация.

Внутренняя мотивация — это удовлетворение собственных потребностей. В признании, общении, взаимодействии с другими людьми, потребности в творчестве, игре.

И внутренняя мотивация — это как раз то, что обеспечивает бесперебойный поток энергии. У нас дети буквально погружаются в разные профессии, понимают, что им интересно, что неинтересно.

На рынке образовательных услуг, который обеспечивает переход между школой и университетом, мне кажется, немножко не хватает такого подхода, который бы учитывал внутреннюю мотивацию ребенка и формировал осознанный подход к своей карьере.

Важный момент. Необязательно принимать глобальное решение «на всю жизнь», когда ты в 11 классе. Решите, чем вам интересно заниматься в ближайшие годы. Мир ускорился, профессии можно менять в течение жизни. И делать это осознанно.

Советы родителям и подросткам

  1. Когда ваш ребенок учится в старших классах, а, может, даже и в средней школе, нужно познакомить его или ее с большим количеством разных профессий. Если у родителей достаточно широкий круг знакомств, можно познакомить ребенка с людьми, которые работают в сфере, которой он интересуется — будь то финансы или кино. Узнайте у них, как выглядит рынок, какое образование ценится, что важно для достижения успеха, кто получает больше. Все для того, чтобы у ребенка появилась внутренняя мотивация.
  2. Найдите для ребенка формальную или неформальную стажировку в выбранной области. Чтобы подросток попробовал себя немного в профессии. Или хотя бы побыл в офисе, где люди этим занимаются, посмотрел, что они делают.
  3. Развивайте у ребенка так называемые метакогнитивные навыки. Это когда мы не просто знаем что-то или умеем, а еще и осознаем, что мы это знаем. Пригодится в жизни.

Каждый раз, когда мы, взрослые, идем на собеседование, разговариваем с коллегами или руководством или пишем резюме — мы задействуем как раз эти навыки. Анализируем, что хорошо умеем, какие у нас есть способности, что любим делать в рамках своей работы. Важно, чтобы ребенок не просто был отличником по всем предметам (хотя это и мечта многих родителей). Важнее, чтобы он хорошо знал себя. Какие предметы ему нравятся, какие не нравятся, в каких он объективно хорош. Например, больше нравится писать эссе, решать задачи по математике или общаться и находить общий язык с новыми людьми. Это навык, который востребован во многих профессиях, но по которому не ставят оценки в школе. Разговаривайте с ребенком таким образом, чтобы наводить его на мысли о том, какой он и она.

Вам будет интересно: 5 soft skills, которые помогут найти хорошую работу в 2024 году. Мнение HRD Choco