В конце апреля участники NeforOOm в Астане говорили о будущем закона «Об игорной деятельности». Ограничение на рекламу букмекерских контор — это благо или вред? Эксперты обсудили тонкости этого вопроса и порефлексировали о том, какую тень на индустрию бросают лудоманы.
Почему букмекеры боятся лудоманов?
Бытует мнение, что уровень лудомании напрямую связан с обилием рекламы букмекерских контор на десятках площадок. Но во время обсуждения спикеры показали иной ракурс. Президент Саморегулируемой организации букмекеров Казахстана Рауан Кенжалин заявил, что лудомания наносит серьезный ущерб индустрии, и сравнил это с ситуацией, когда банки испытывают проблемы из-за заемщиков с просроченной задолженностью. По его словам, зависимые люди не становятся ключевым источником дохода и приносят больше вреда, поэтому букмекеры поддерживают борьбу с лудоманией.
«Мы поддерживаем инициативу о запрете наружной рекламы букмекеров и рекламы на транспорте, так как это способствует контролю за визуальным пространством городов и населенных пунктов и помогает защитить несовершеннолетних от нежелательного воздействия. Однако полный запрет рекламы букмекеров может привести к нежелательным последствиям. Когда легальные букмекеры лишаются возможности рекламировать себя, их место быстро займут нелегальные операторы и онлайн-казино. Это не только укрепит позиции нелегального сектора, но и лишает государство возможности регулирования игорной отрасли», — высказался Кенжалин.
В своих аргументах он также поднял другие проблемы — например, дефицит информации о лудомании, отсутствие четкого определения этого явления и стандартов лечения игровой зависимости.
«Наличие обоснованной научно-медицинской базы, по нашему мнению, является критически важным для снижения рисков, связанных с лудоманией. Поэтому мы убеждены, что проведение научно-медицинских исследований этого расстройства должно стать первоочередной задачей в борьбе с лудоманией, причем до внедрения законодательных инициатив», — заявил глава Саморегулируемой организации букмекеров.
Чего опасается рекламный рынок?
Эксперты считают — потери как минимум от прямой рекламы в СМИ достигнут 18 млрд тенге.
«Хуже всего, что это неминуемо приведет к снижению ресурсов на производство качественного контента и трансляций, к потере аудитории. И, как следствие, выходу казахстанцев из национального медиапространства. Не стоит забывать об утрате рабочих мест, уходе хороших специалистов, серьезном сокращении поступлений в бюджет. При этом рекламные бюджеты букмекеров будут перенаправлены в интернет, где невозможно обеспечить полный мониторинг и контроль, где сложно будет отличить официально зарегистрированные в нашей стране БК от нелегальных», — высказалась исполнительный директор Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации Анна Тютькова.
На встрече присутствовали представители власти, которые явно задумались о перспективах. Эксперты же остались непреклонны в своем мнении — планируемые ограничения принесут больше вреда, чем пользы.
Вам может быть интересно: